Врач не всегда может помочь при поведенческих нарушениях сна у ребенка. Согласно данным исследований, в учебных программах медицинских вузов США, Канады и стран Азиатско-Тихоокеанского региона теме сна отводится в среднем всего 2,5 часа. А в программах 27% медицинских вузов тема сна просто отсутствует. В ординатуре по специальности педиатрия ситуация немного лучше, но в 95% учебных программ сну уделяется менее 10 часов. Официальных данных по российским вузам нет, но в целом ситуация похожая.
По статистике США нарушения сна встречаются у 20–30% детей до 3 лет, и в большинстве случаев они имеют поведенческую причину. У практикующих педиатров часто недостаточно знаний о детском сне и о том, как справляться с его нарушениями.
Из истории сомнологии
Сомнология — наука молодая, ей всего 70 лет. С древних времен сон считали промежуточным состоянием между жизнью и смертью, а сновидения трактовались как связь с потусторонним миром. Такая точка зрения вплоть до конца XIX века замедляла развитие науки о сне в Европе. На Востоке, в Индии и Китае, взгляд на сон был другим. Еще в Ведах и Упанишадах, индийских религиозно-философских трактатах, были описаны два вида сна — без сновидений и со сновидениями.
В XIX веке в Европе начали появляться физиологические и химические трактовки сна. Важным этапом развития сомнологии стало изучение депривации (лишения) сна.
Но ситуацию тормозило отсутствие метода, который позволял бы системно изучать сон. Только по косвенным признакам — поза, температура тела, изменение частоты пульса и дыхания — можно было судить, спит человек или нет. Невозможно было и определить глубину сна, не разбудив спящего.
Ключевым событием в истории сомнологии стало изобретение в 1928 году электроэнцефалографии, с помощью которой были описаны различия ЭЭГ-ритмов бодрствующего и спящего человека.
В 1959 году был «открыт» быстрый сон. В кавычках, потому что особенности и признаки быстрого сна ученые отмечали с древнейших времен.
И наконец, в 1975 году Уильям Демент основал Американскую академию медицины сна. Он изучал связь быстрого сна и сновидений, ЭЭГ во время сна, открыл и описал фазы и стадии сна.
Как укладывали детей спать — XX век
А что же в это время делали мамы неспящих детей? Укладывали их, опираясь на советы старших родственников, соседей и других доброжелателей. Часто воспитание базировалось на принципах предельной строгости и дисциплины, но даже это сну помогало не всегда.
Книга американского педиатра Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним», впервые изданная в 1946 году, оказалась в каком-то смысле революционной. Отступив от строгого подхода к режиму, Спок призывал любить ребенка и больше доверять себе и своим чувствам.
В СССР также были популярны книги «Мы, наши дети и внуки» Б.П. и Е.А. Никитиных, «Мать и дитя» Э. Кэпрару, «От колыбели до школы» М.П. Дерюгиной — но специальной литературы по детскому сну еще не было. Советы по сну из книги «Домоводство» (это не шутка!) не очень подойдут для большинства малышей.
В 70-80-х годах американские педиатры Марк Вайсблут и Ричард Фербер глубоко изучили тему детского сна. Хотя их имена ассоциируются с достаточно радикальными методами обучения самостоятельному засыпанию, в написанных ими книгах огромное количество актуальной информации о сне. Консультантами по сну в современном понимании они не были. Марк Вайсблут прямо писал, что не имеет возможности проводить индивидуальную работу с большим количеством родителей и поэтому предлагает в своей книге максимально простые методики. Но в процессе работы с пациентами они, конечно, давали им рекомендации по сну.
Кому больше всех нужен консультант по детскому сну?
Уставшей не выспавшейся маме. Неудивительно, что история нашей деятельности начинается с них. Деборе Педрик повезло — ее семейным педиатром был доктор Вайсблут. Его рекомендации помогли Деборе наладить сон детей, и она, вдохновившись успехом, начала помогать другим мамам. На основе рекомендаций доктора Вайсблута в 2011 году Дебора Педрик и Ким Уэст основали Институт семейного сна, открыв новую профессию.
В России
Первый модуль — научно-доказательный теоретический фундамент деятельности.
Комментарии